Рождество Христово в народных обычаях на Кубани.
„Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”.
Как радостны для каждого из нас эти слова ангельской песни в день праздника Рождества Христова.
Вне всякого сомнения, наш казацкий народ ясно представлял себе, что рождение Христа-Спасителя есть величайшее в жизни людей мировое событие, и что, родившийся „Отроча Младо-Предвечный Бог“ должен, поэтому, услышать в этот праздник наибольшую хвалу из чистых сердец и уст детей; и потому народ создал такие праздничные обычаи, в которых главную роль исполняли дети и своими звонкими голосами беспрестанно восхваляли и славословили Божественного Младенца.
Еще накануне праздника, на „богату кутю“, детям поручают, бывало, набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена, со всякими зелеными листиками, цветами и „разнотравием“, которые дети же укладывали „на покутi”, под образами. Это место, очевидно, должно было напоминать собою вертеп и ясли, в которых родился Христос-Младенец. На это сено затем торжественно переносили, при участии детей, „кутю“ и „узвар“ — традиционное кушанье, установленное православным обычаем. „Богата вечеря“ начиналась рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды. Вокруг большого стола, стоявшего здесь же, возле „покутi, торжественно усаживалась вся семья, со всеми детьми и домочадцами, и „вечеряла“ чинно и спокойно, строго сохраняя молчание. Был старинный обычай, что если во время этой вечери кто чихнет, то глава семьи объявлял такому счастливцу в подарок первого телка или жеребенка, рождение которого скоро ожидалось. После „богатоi вечерi все малые дети, в возрасте отроков (до 7 лет), разносили „вечерю“ своим крестному отцу и матери, в сопровождении взрослых; и вся станица, уже в сумерки, наполнялась детьми, снующими по всем улицам, и почти в каждый дом приходил малый ребенок и, после приветствия, поцеловав отцу или матери руку, чистым детским голоском объявлял, что „батько i мати прислали вам вечерю — iжте наздоровья“. Следует отметить, что кроме указанного обычая — разносить вечерю, канун праздника проходил всегда особенно тихо, в торжественном спокойствии, которое никем не нарушалось. Каждая семья находилась дома в полном составе и после вечери сейчас же укладывалась спать, т. к. большинство членов ее на первый день праздника старалось побывать в церкви. Никакого пения колядок, шумного веселья молодежи и всякого дурачества в этот святой вечер нигде в наших станицах не бывало; православный народ и не мог допустить в канун великого праздника ничего подобного.
В самый день праздника, рано утром, еще до рассвета, на улицах станицы всюду появлялись кучки детей-подростков, которые усердно перебегали со двора во двор и „славили Христа“, а вечером молодые парни носили по станице „звезду“, заходя с нею в каждую хату, где пели церковные песни. В это же время, еще до наступления сумерек, по улицам начинали ходить и „дiвчата“, составивши отдельные от хлопцiв, группы, подходили к окнам хат, и всюду слышалось громкое: „благословiть колядувать!“, а из хаты ответное: „Бог благословить“, после чего, в звонком морозном воздухе, раздавалось пение колядки:
„Та спородила Icуса Христа
Дiва Марiя.
Алелуя, алелуя,
Дiва Марiя“...
Ношение звезды и пение колядок продолжалось три вечера, а иногда и больше, но наряду с этим обычаем религиозного свойства, часто можно было услышать и колядки шуточные, исполняемые подростками-детьми, для праздничного веселья, вроде следующей: „Коляд — коляд, колядниця,
Добра з маком паляниця,
А пicна нетака —
Дай, дядьку, пьятака!
А не даси пьятака,
Вiзьму вола за рога,
Хоч не вола, так телицю,
Та й поведу у крамницю“.
Если поющим ничего за такую колядку не давали, что случалось довольно редко, то далее слышалось и такое пение:
„А в дядька-дядька
Дядина гладка:
Не хоче встати
Ковбаси дати“.
Накануне Нового года, в день „Миланки“, дивчaта ходили под окнами хат „щедрувать“, т. е. петь песни в честь новолетия, которые назывались „щедрiвками“. Вечер „Миланки“ считался по народному обычаю исключительно девичьим вечером и потому молодые парни на улицы в этот вечер не допускались. Чувствуя себя вполне свободными, девушки занимались в это время ворожбой или подслушивали под окнами хат разговоры и по отрывочным словам и фразам старались истолковать свою судьбу. Но больше всего ходили небольшими группами для пения щедривок. И снова слышались всюду по станице возгласы: „Благословiть щедрувать!“ — „Бог благословить!“ — После чего хор девушек пел щедривку хотя бы такого содержания:
„А в Eрусалимi рано задзвонили.
Щедрий вечiр, добрий вечiр,
Добрим людям на здоровья!
Там Дiва-Марiя по раю ходила.
Щедрий вечiр, добрий вечiр,
Добрим людям на здоровья!..
Здесь нужно заметить, что ни одна колядка или щедривка не заключала в себе, как обычно думают, ничего языческого — нехристианского, но по своему замыслу и содержанию почти всегда представляла прелестное поэтическое произведение народного творчества. Например, в этой щедривке говорится далее о том, как „Дiва-Мария“, гуляя по райскому саду, вспомнила о мучениях грешников и, соболезнуя об их участи, пришла к своему Божественному Сыну и стала просить Его, ради праздничного торжества и наступающего новолетия, помиловать их. Христос выдал ей золотые ключи от мест заключения и Божия Матерь выпустила грешные души на свободу и привела их к дверям рая. Далее щедривка заканчивается словами:
„А райськiя врата отворилися.
Щедрин вечiр, добрий вечiр,
Добрым людям на здоровья.
Усi там святи звеселилися.
Щедрий вечiр, добрий вечiр...
Та Матерi Божiй поклонилися.
Щедрий вечiр, добрий вечiр“...
Ходили также щедровать под окнами подростки и малые дети, но у них щедривки были чисто детского, большей части практического содержания, как например:
„Щедрик-ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Kiльце ковбаски!
Ще й того мало:
Дайте кусок сала,
А як дасте порося,
То й щедривка буде вся“!
Рано утром в день нового года, еще в сумерки, все улицы станицы буквально заполнялись малыми детьми, в возрасте до 10 лет, которые настойчиво стучались во всякую хату, так как были убеждены, согласно народному верованию и обычаю, что они несут с собою счастье и что всюду их пустят. Каждый ребенок имел с собой сумку или „торбу“ наполненную зерном пшеницы, ячменя, проса, гороха и проч., которую ему еще с вечера приготовила мать или бабка; а отец, вручая ему утром эту торбу, наказывал: „Iди, синок, посипай, щоб Бог послав урожай“. Войдя в каждую хату с самым серьезным и деловитым видом, этот маленький вестник народного благополучия без разговоров запускал руку в торбу и рассыпал зерна по комнате, приговаривая:
„На щастя! На здоровья!
Роди, Боже, жито, пшеницю
I всяку пашницю!
3 празником! 3 Новим Годом!
3 новим щастям! 3 Василiем!“
Этих „посипальникiв“ было так много, и они с таким усердием выполняли свое дело, что в каждой хате чистая для гостей комната, за какой-нибудь час, была вся густо усыпана зернами. С наступлением дня эти зерна старательно подметали и собирали, как особую драгоценность, а затем половину их отдавали домашним животным и птице, приговаривая: „на добре вам здоровья та на великий плид“, а другую половину разбирали по сортам и примешивали к посевному зерну, со словами: „пошли Боже урожай на всiх людей, на увесь край“. Вечером на Новый год ходили ряженые и пели всякие веселые песни, но чаще всего молодые парни водили по станице „козу“, которая танцовала и отгадывала всякие загадки. Козою был какой-нибудь ловкий и вертлявый парень, в вывороченном „кожухе“; но весь наружный вид ее был так искусно устроен, и она делала такие ловкие, натуральные телодвижения, а также танцевала, кланялась, прыгала и топала ногами, что получалось полное впечатление, что это живая коза.
Но кто нибудь спросит почему именно придумал народ „водить козу“, а не другое какое животное? Да просто потому, что коза самая смелая, подвижная и любопытная из всех домашних животных; а всем известно, что куда бы ни выпустили козу на свободу, она непременно обходит все места, заглянет и побывает во всех уголках и закоулках; а из этого ее свойства исходил и самый замысел, для чего ее водили по хатам на Новый год: когда она танцовала, то вожатые припевали:
„Де коза ходе
Там жито роде;
Де коза туп-туи,
Там жита сiмь куп“...
Много еще и других праздничных обычаев, какими наш казачий народ украшал Рождественские и новогодние праздничные дни, но если все описать более подробно, то получится большой этнографический очерк, а такая работа в данный момент не входила в мою задачу.
С Рождеством Христовым казаки да казачки!
Материал подготовлен по воспоминаниям кубанского казака станицы Павловская Александра Пивня.